”Боже, очисти мя, грешнаго, так как я никогда не делал доброе пред Тобою” – этими словами начинается одна из утренних молитв, этими словами обращался к Богу один из величайших христианских подвижников – Макарий Египетский. Отец Димитрий, если Макарий Великий так говорил о себе, как же нам о себе говорить? Как в глазах Бога выглядят наши попытки делать добрые дела?
– Попытки Господь наш Милостивый принимает с радостью. Как я принимаю с радостью все попытки своей внучки научить куклу плавать. Она говорит: "Пойдем купаться. Не умеешь? Ну, тогда будем в круге купаться". То есть то, чему она научилась летом, она демонстрирует кукле. Мне не смешно, хотя я и улыбаюсь, но очень радуюсь, что она уже готовит себя к материнству в будущем. Или пора обедать, она говорит: "Сейчас детей уложу"; у нее штук семь кукол, она их всех укладывает и идет есть.
Так и на наши попытки Господь смотрит: как мы на игру, которая реальная жизнь для наших младенцев, – с любовью, улыбкой. А Макарий – уже взрослый христианин, он даже видит цену своих добрых дел, у него очень высокие критерии. Мы кукол не купаем – уже выросли. А молитву эту мы используем, чтобы показать, что отдают даже такие светочи, которые вообще свет излучали сами по себе, это великие люди, для которых все было прозрачно (великие – с точки зрения Бога). И вот он так себя ценит, потому что у него вообще нет тщеславия. У нас-то малейшее какое-то проявление – и мы уже трубим так, что, как говорится, выпил на рубль, а радуется на сто.
– Господь любое доброе дело приемлет, радуется даже.
– Безусловно! И на каждое доброе дело есть воля Божия, а на злые дела нет воли Божией – это против воли Божией.
– Но Бог попускает им быть.
– Это чтоб человек увидел результаты, ведь Господь по-разному учит. Он хочет, чтобы мы были свободные, а не животные, зажатые инстинктом, – ну что может корова?
Протоиерей Димитрий Смирнов